Искусство как лекарство: Как творчество возвращает детям в больницах силу и надежду

клоун-терапия
0

Сегодня у нас разговор на глубокую и важную тему, находящуюся на стыке творчества и психологии. Нашим гостем стала руководитель РООИ «Творческое партнёрство», автор известной программы «Терапия творчеством в детских больницах “Жёлтый чемоданчик”» Ирина Гордеева.

Ирина — не только теоретик, но и практик с огромным опытом. Именно она разработала правило «Зелёной кисточки» — уникальный метод, который помогает детям раскрывать творческие таланты, формировать жажду познания и становиться увереннее в своих силах.

Мы поговорили о том, почему в ситуации тяжелой болезни творчество становится не просто развлечением, а настоящим спасательным кругом для ребенка и как профессиональные творческие люди могут стать частью этого важного процесса.

Ирина, давайте начнем с проблемы. С какими главными трудностями сталкивается ребенок, оказавшийся в больнице надолго?

Для ребенка мир болезни — это мир, сузившийся до размеров палаты, где жизнь замирает и расписание диктуют врачи и процедуры. Нужно терпеливо выносить многочисленные, порой неприятные манипуляции, и при этом он оказывается в пассивной роли «пациента», когда многое решается за него. Это вызывает ощущение бессилия и незащищенности.

Ребенок сталкивается с шквалом сильных отрицательных эмоций: страх, гнев, чувство безнадежности, даже вины перед близкими. Лишается привычного круга друзей, родных.

И как же творчество может противостоять этому?

Профессиональные больничные клоуны, работающие в стационарах, помогают детям справиться с тревогой и болью, адаптироваться к больничной среде и способствуют выздоровлению, пробуждая позитивные эмоции

Творчество — это прежде всего пространство свободы. Ребенок рисует, сочиняет песни или сказки — и сам решает, каким будет его мир. Это возвращает ему ощущение контроля над своей жизнью, которого он лишен в быту.

Но важно понимать: наша программа — не про то, чтобы «красиво нарисовать или спеть песенку». Это про то, чтобы дать ребёнку язык для выражения своих эмоций, страхов, мечты. Через рисунок, сказку, песню, он проговаривает то, на что не хватает слов. А мы, взрослые, получаем возможность его услышать и поддержать.

Как творческие люди могут помочь в таком деле? Какова их роль?

Их роль невозможно переоценить. Они — проводники в мир искусства. И здесь не обязательно быть сертифицированным арт-терапевтом, чтобы делиться своим мастерством. Ваша искренняя увлечённость — заразительна сама по себе.

 

Приведу примеры:

  • Когда профессиональный музыкант показывает, как извлекать звук из барабана, а ребёнок повторяет — это момент магии. Он не просто стучит по барабану, он становится творцом.

  • Художник может показать, как смешивать краски, чтобы получить нужный оттенок, — и это будет урок преодоления: «Смотри, из трудности рождается нечто красивое».

Для студентов творческих вузов это бесценный опыт: возможность увидеть, как твоё искусство реально меняет состояние другого человека, даёт ему силу.

А есть ли польза для самих волонтёров?

Конечно, это уникальный опыт глубинной человеческой связи. Вы видите мгновенный, искренний отклик: вот ребёнок улыбнулся или показал тебе свой блокнот с рисунками, которые он начал рисовать уже сам вне занятий или малыш с тяжелым дцп впервые взял в руку что-то, а именно маракас, чтобы поиграть с вами, пока вы пели ему песню. Это даёт ощущение осмысленности своего творчества.

Для будущего педагога, психолога или художника, музыканта, актёра — это живая практика, развитие эмпатии и гибкости. Вы учитесь быть не «учителем», а партнёром по игре. Это умение пригодится в любой профессии и в жизни вообще.

Для многих людей первый шаг кажется самым сложным. Их может останавливать неуверенность: «А справлюсь ли я? Достаточно ли я умею?». Что вы скажете таким людям?

Первое и самое главное — ваше желание и открытость миру уже являются достаточной квалификацией. Не нужно бояться, что чего-то не знаете или не умеете. Мы ценим искренность и готовность учиться на практике а не диплом. Вы не будете одни: мы обязательно познакомим вас с особенностями общения, поделимся нашими наработками а в отделениях, где мы давно работаем царит дружеская атмосфера, дети «теплые» — общительные и активные.

А есть ли какие-то строгие правила или принципы, которые важно знать будущему волонтеру перед тем, как он переступит порог больницы?

Безусловно, и он — самый главный. Это принцип «Не навреди». Он для нас — не просто слова, а строгое правило. Мы никогда не вмешиваемся в медицинский процесс, не комментируем назначения врачей и не обсуждаем с детьми лечение. Наша задача — иная: поддержать дух ребенка, дать ему свободу выбора и помочь поверить в себя.

И что же делать тому, кто прочитал это и почувствовал: «Это точно про меня!»?

Просто сделать тот самый первый шаг — написать нам. Не нужно сразу придумывать грандиозный проект. Расскажите о себе, своем творчестве и своем желании помочь. А мы уже вместе с вами обязательно придумаем, как ваши таланты могут найти самое правильное применение и подарить нашим подопечным немного волшебства. Команда РООИ «Творческое партнёрство» всегда рада новым лицам и идеям.

Музыкальная терапия

 

«Стать волонтёром»
Контакты: irina.artp@gmail.com

Оставьте нам комментарий